понедельник, 19 октября 2009 г.

Государственный экзамен по истории 2010 года

ТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ В 2010 году

ИСТОРИЯ ЭСТОНИИ
Периоды, общая характеристика и поворотные моменты истории Эстонии
Данная тема предполагает, что ученикам известно, какие события способствовали
вхождению территории Эстонии в состав того или иного государства и какие
перемены влекла за собой смена власти. На экзамене не предполагается подробное
знание хода военных действий. Экзаменуемый должен знать изменения,
произошедшие в административном делении, исторический фон описываемых
событий/процессов, уметь анализировать информацию, представленную на карте,
знать важнейшие события различных исторических периодов, ориентироваться во
времени – уметь помещать важнейшие события истории и культуры Эстонии в
правильный исторический период.
Под поворотными моментами истории Эстонии подразумеваются освободительная
борьба древних эстов, Ливонская война, войны между Польшей и Швецией,
Северная война, мировые войны и оккупации, обретение и восстановление
независимости.
Эстония в 1939–1992 гг.
Эстония во Второй мировой войне. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-
эстонский пакт о взаимопомощи и период баз. Оккупация и аннексия Эстонии
Советским Союзом. Первый год советской власти. Летняя кампания 1941 г.
Немецкая оккупация. Эстонцы в составе вооруженных сил воюющих стран. 1944 г.
в Эстонии. Попытка восстановления независимости Эстонской Республики.
Последствия Второй мировой войны для Эстонии.
Эстонская ССР. Политическое руководство, экономическая, национальная и
культурная политика. Изменение границ. VIII пленум. Политика репрессий,
мартовские депортации. Сопротивление режиму. Балтийский вопрос на
международной арене. Зарубежная Эстония.
Восстановление независимости Эстонии. Предпосылки восстановления
независимости (положение на международной арене, в СССР и Эстонии),
политическое развитие (события и движения), августовский путч, провозглашение
независимости, принятие Конституции Эстонской Республики и восстановление
конституционных институтов.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХХ В.
Международные отношения в ХХ в. (до 1991 г.)
Союзы великих держав в начале ХХ в. Причины и результаты первой мировой
войны. Изменения политической карты Европы. Лига Наций. Версальская система
и её распад. Политика умиротворения. Мюнхенское соглашение. Пакт Молотова-
Риббентропа.
Участники Второй мировой войны. Потсдамская конференция. Последствия
Второй мировой войны.
Доктрина Трумэна. План Маршалла. Кризисы и очаги кризисов в период холодной
войны: блокада Берлина, война в Корее, Карибский (Кубинский) кризис, война во
Вьетнаме.
Гонка вооружений и разоружение. Хельсинский процесс. Международные
отношения в 1980-е гг.
Конец холодной войны и распад коммунистической системы. Изменения
политической карты Европы в ХХ в.
Европа в 1914–1945 гг.
Первая мировая война. Причины Первой мировой войны. Основные театры
военных действий. Влияние войны на общество и экономику воюющих стран. 1917
г. в России. Последствия Первой мировой войны. Распад империй и создание
новых национальных государств. Политическая карта после Первой мировой
войны.
Европа в период между двумя мировыми войнами. Демократия (Франция,
Великобритания) и диктатура (Италия, СССР, Германия): политическая система.
Экзаменуемый должен знать сущность демократии и диктатуры, характерные
для них черты, причины их возникновения и исчезновения, в том числе роль
личности в истории. Экзаменационная комиссия предполагает, что экзаменуемый
будет рассматривать развитие демократии и диктатуры на международном
фоне. Развитие экономики, мировой экономический кризис и его влияние на
общество. Культура и быт.
Вторая мировая война. Причины Второй мировой войны. Реализация пакта
Молотова-Риббентропа: раздел Польши, Зимняя война, расширение СССР. Начало
войны между СССР и Германией. Атлантическая хартия. Антигитлеровская
коалиция. Основные фронты и поворотные события: Сталинградская битва, битва
при Эль-Аламейне, десант в Нормандии, капитуляция Германии. Возможности
выбора народов Балтии во Второй мировой войне.

ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА
Раннее новое время
Европа в раннее новое время: характерные черты развития государств Западной и
Центральной Европы, а также государств Северной и Восточной Европы.
Ренессанс и гуманизм: характерные черты, распространение в Европе, начало
книгопечатания и его последствия, первые эстонские печатные издания, Н.
Макиавелли, Эразм Роттердамский, Томас Мор.
Развитие науки и техники: новое мировоззрение, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г.
Галилей. Географические открытия и их последствия. Колумб. Васко да Гама.
Магеллан. Влияние и последствия географических открытий. Новшества в
экономической жизни.
Реформация: причины, основные положения лютеранства и кальвинизма,
Аугсбургский религиозный мир, распространение реформации, реформация в
Эстонии.
Контрреформация: цели, Орден Иезуитов, Тридентский собор, результаты
контрреформации, причины и последствия религиозных войн (Освободительная
борьба Нидерландов, войны гугенотов, Тридцатилетняя война), контрреформация в
Эстонии/деятельность иезуитов в Тарту.

Комментариев нет: