вторник, 14 октября 2008 г.

Конкурс "Крылатые выражения"

В дни школьных каникул с 25 октября по 2 ноября в рамках школьной программы в нашем блоге будет проходить конкурс для 7-ых классов "Крылатые выражения". Участие принимают только ученики 7-ого "А" класса нашей школы. Лучшие работы будут отмечены сладкими призами. Вопросы конкурса можно посмотреть здесь.

2 комментария:

Полина комментирует...

1)Ходить в Каноссу - выражение пришло из Италии. Возникло оно всвязи с тем, что германский император Генрих IV, живший почти девятьсот лет назад, всю жизнь воевал с главой католической церкви, римским папой Григорием VII.Борьба оказалась неравной: в 1077 году император явился в итальянский замок Каноссу, где жил папа, и несколько дней босой, в нищенском рубище, стоял на снегу, вымаливая прощение.И сейчас, видя гордеца, вынужденного поступиться своей гордостью, унижающегося перед победителем, говорят: «Он таки пошел в Каноссу!»
2)Париж стоит мессы - выражение пришло из Франции. По преданию, эти слова произнес Генрих Бурбонский - вождь гугенотов, когда он в 1593 г. отрекся от кальвинизма и принял католичество. Это обеспечило ему французский престол. Сейчас выражение употребляется в значении: пойти на компромисс ради выгоды, с корыстной целью.
3)Бросить перчатку - выражение возникло во времена средневековых рыцарей.Они вызывая друг-другу на поединок, бросали перед собой на землю перчатку.Поднять перчатку означало принять вызов.Позже дворяне, вызывая на дуэль, бросали печатку к ногам своего противника.
Теперь у нас слова «бросить перчатку» означают вызвать кого-нибудь на спор, соревнование, борьбу, хотя, конечно, никто никаких перчаток при этом не кидает и не поднимает.
4)Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе - фраза впервые возникла у мусульман. Это выражение восходит к легенде о неисполнившемся пророчестве, содержащемся в Коране.
Так вот, по легенде, Магомет однажды вознамерился доказать правоверным свое могущество. Пророк приказал горе приблизиться к нему. Гора осталась непослушной. Тогда Магомет сам пошел к ней со словами: «Что ж, если гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к горе».
Смысл этого шуточного выражения: приходится в силу обстоятельств подчиниться тому, от кого сам ждал повиновения.
5)Кричать во всю ивановскую - выражение возникло в Древней Руси. В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки.Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Иванов­скую, оглашали царские приказы и указы. Так и закрепилось в языке это выражение для обозначения особенно громкого крика.
6)Точить лясы(или балясы) - пришло из Древней Руси. Происхождение этого слова такое: слово балясы(лясы) восходит к общеславянской основе bal - рассказывать. В русских говорах слова "балы", балясы и лясы имеют значение "пустые разговоры, болтовня". Лясы - это существительное от глаголов "лясить, лясничать" (рассказывать о былом, небылицах; говорить пустяки).Почему же тогда точить? И на это есть ответ. Точить - это ведь не только "заострять, вытачивать что-то из металла или дерева". Более древнее значение глагола точить - "источать какую-либо жидкость", а в переносном смысле - "источать слова", то есть говорить. Так что точить балясы (или точить лясы) могло значить совсем не то, что предполагали языковеды - а именно "источать звуки, изливать речь". Сейчас употребляется в значени - заниматься пустой болтовней, много болтать, много разговаривать о пустяках.
6)Работать спустя рукава - возникло в Древней Руси. В Древней Руси(но так же и в странах Заподной Европы)носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Сейчас так говорят о небрежно, с ленцой, кое-как выполняемой работе.
7)Тянуть волокиту - произошло в Древней руси. Происхождение таково:волокита - недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, а также медленное течение дела, осложняемое. Синоним этого слова - волынка.Говорили еще тянуть волнынку.Это народный духовный инструмент с воздушным резервуаром из телячьей или козьей шкуры... издающий тягучие, монотонные звуки. Поэтому волынка стала олицетворением медлительности, надоедливости; создалось даже слово «волынить», которое значит: отлынивать дела, работать кое-как. Сейчас употребляется в значении - затягивать дело, медлить с ответом.
9)Зарубить на носу - возникло в Древней Руси. вот очень интересное сочетание слов; объяснение его происхождения для большинства будет крайне неожиданным. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная до­щечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами». Сейчас говорят «заруби себе на носу», когда хотят, чтобы человек запомнил крепко-накрепко.
10)Тарабарская грамота - выражение из Древней Руси. Изначально тарабарской грамотой называлось особое, секретное, условным способом написанное письмо, которое употреблялось в старинной тайной переписке начиная с XII - XIII веков. Откуда возникло слово тарабарский? Вполне возможно, что пришло оно из некоторых диалектов, где встречается существительное тарабар, иронический синоним слова ритор - болтун, краснобай, говорун. Тарабар - отглагольное производное от слов тарабарить, тары - бары. Сейчас употребляется в значении чего-то бестолкового, бессмысленного, непонятного.

Илья комментирует...

«Ходить в Каноссу». 1Германский император XI века выступивший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прошение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного вымаливания чего-либо.
«Париж стоит мессы» (обедни). Слова эти якобы сказал Генрих Бурбонский, вождь гугенотов, когда в 1593 году отрекся от своей веры и принял католичество. Этот шаг обеспечил ему французский престол. Он вступил на него под именем Генриха IV. Употребляется в значении «пойти на компромисс ради выгоды, с корыстной целью».
«Бросить перчатку». Выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении «вызвать на спор, состязание».
«Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Основатель ислама Магомет считался «пророком Аллаха на земле». По легенде, он, желая доказать, что имеет необыкновенное могущество, приказал горе приблизиться. Но гора не сдвинулась с места. Тогда он сам подошел к ней. Употребляется в смысле необходимости подчинения тому, кого хотел заставить повиноваться себе.
«Кричать во всю ивановскую». В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные государевы указы. Употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко.
«Точить лясы». Лясы, или балясы, — так называли на Руси резные деревянные украшения на столбах, придерживающих крыльцо. Вырезать балясы считалось делом не сложным, не требующим особого внимания.
«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно Означает «работать плохо, неаккуратно».
«Тянуть волокиту». Из медной проволоки тянули очень тонкую нить — волокиту. Работа была медленной и трудоемкой. Употребляется в значении «делать медленно, тянуть время». Нитку иногда называли «канитель». Поэтому синоним — «тянуть канитель».
«Зарубить на носу». Нос — это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».
«Тарабарская грамота». Особым, секретным способом написанное письмо, употреблялось в тайной переписке XII—XIII веков. В XIX веке тарабарской грамотой пользовались должностные лица, в более позднее время — старообрядцы. Означает «говорить не непонятном для большинства языке»