четверг, 29 октября 2009 г.

Выпускной экзамен по обществоведению в 9 классе 2010

Цели:
• оценить соответствие знаний и умений учащихся требуемым результатам
обучения по обществоведению, предусмотренные «Государственной
программой обучения для основной школы и гимназии»;
• получить обратную связь о достигнутых результатах обучения;
• направлять через содержание и форму экзамена учебный процесс в
школах;
Порядок проведения экзамена:
Экзамен состоится 15 июня 2010 года в 10.00. Продoлжительность экзамена 2
часа 30 минут (всего 150 минут). Экзамен проходит без перерыва.
Экзаменуемый выбирает порядок выполнения частей экзамена самостоятельно.
Экзаменационное время отсчитывается с того момента, когда все учащиеся
получат на руки экзаменационные работы и комиссия даст разрешение
приступить к выполнению работы.
В экзаменационном помещении учащиеся сидят по–одному.
Ученик пишет работу синей/черной шариковой или чернильной ручкой.
Запрещено пользоваться простым карандашом и штрих–корректором. Если
учащийся хочет сделать исправление, он должен зачеркнуть то, что написано
неверно, и написать правильный ответ рядом или сверху. Дополнительные
листы бумаги использовать не разрешается.
Школа должна на время экзамена обеспечить каждого ученика экземпляром
Конституции Эстонской Республики (действующая редакция), который должен
лежать у него на столе.
Во время экзамена запрещается использовать постороннюю помощь.
Уровень и форма экзамена:
Выпускной экзамен по обществоведению проводится в письменной форме.
Экзаменационная работа составляется в одном варианте и охватывает
следующие уровни:
• знания (понятия, факты, знание закономерностей);
• применение знаний (использование знаний в новых ситуациях,
прогнозирование);
• понимание/осознание (описание, объяснение, перефразирование);
• анализ и синтез (демонстрация взаимосвязей, сравнение, группирование,
дифференциация, соединение фактов и закономерностей);
• оценка (выводы, суждения).
В экзаменационной работе представлены типы заданий различной
сложности:
• соединение понятия и объяснения (разъяснение и использование
базовых понятий по предмету; выбор из перечисленного перечня
подходящего толкования, характерной черты понятия и т.д.);
• задания на выбор ответов (нахождение правильной пары, узнавание
правильного и неправильного ответа, определение последовательности
событий и т.д.);
• задания открытого типа (предполагают формулирование объяснений или
оценок, приведение примеров, использование знаний, выявление
характерных особенностей);
• согласие/несогласие с утверждением (объяснение, обоснование своей
точки зрения, приведение примеров, представление и обснование своего
мнения);
• заполнение пропусков (на основе источников, или с использованием
личных знаний);
• группирование информации, понятий и т.д. (на основе определённых
признаков или характеристик, нахождение сходства и различий);
• перевод информации в другую форму (перенесение из графиков в
таблицу, составление диаграмм на основе текста и т.д.);
• заполнение представленной схемы (на основе предложенного перечня,
сведений исходя из собственных знаний или на основе конституции);
• составление схем (определение логической взаимосвязи предложенных
в перечне ключевых слов);
• ответы на вопросы на основе источников и формулирование
собственной точки зрения (текст, фото, карикатура);
• знание карты (карта Эстонии, уезды);
• ситуативное задание (предполагает использование усвоенных знаний
или конституции);
• раскрытие проблемного вопроса/разрешение проблемы (написание
рассказа, содержащего объяснение/разъяснения или анализ; в помощь
пишущему предлагаются ключевые слова или вопросы, схемы,
диаграммы и другие источники, призванные помочь в раскрытии темы).
Работа составлена, исходя из следующего принципа: приблизительно 50 % от
полученных баллов отражают владение материалом на уровне знаний и
понимания, а 50 % - на уровне применения знаний, анализа, принятия решений
и формулирования оценок.

Темы:
Экзаменационная работа составлена на основе «Государственной программы
обучения для основной школы и гимназии», c учётом результатов обучения
обществоведению на III ступени обучения.

Общество как способ существования людей
Области общественной жизни. Социальная структура общества. Имущественное
расслоение. Многообразие интересов людей и формы их выражения. О значении
норм в общественных отношениях. Правовые и моральные нормы. Социальные
нормы и ценности.

Понятие и функции государства
Государственное устройство Эстонии. Понятие и функции государства.
Конституция Эстонской Республики о форме и устройстве эстонского
государства. Народ, жители и граждане. Рийгикогу. Президент республики.
Правительство республики. Местное самоуправление. Органы охраны
правопорядка в Эстонии. Гражданская защита. Структура и функции
национальной обороны Эстонии. Эстонская Республика в международных
организациях.

Гражданское общество
Гражданская культура. Гражданская инициатива. Некоммерческие объединения.
Местные общины. Поведение в кризисных ситуациях.

Народ, конституция, демократия
Правовое государство. Права человека. Конституция Эстонской Республики.
Основные права, свободы и обязанности в Конституции Эстонской Республики.
Религия и свобода вероисповедания. Независимая журналистика. Право на
публичную информацию. Доступность информации.

Отдельная личность, государство и право
Закон и законопослушность. Гражданство. Принцип равенства прав, свобод и
обязанностей. Принципы демократического судопроизводства.

Государство и экономика
Рыночная экономика. Конкуренция и роль государства в экономике.
Государственный бюджет. Налоги, их назначение. Общие блага и социальная
защищённость. Деньги и банковское дело. Рынок труда в Эстонии и политика в
этой области.

Индивид и экономика
Богатство и бедность. Семейное хозяйство. Планирование карьеры и
преуспевания. Конкуренция на рынке труда. Трудовое законодательство. Защита
прав потребителей и потребительское поведение.

Сквозные темы:
• окружающая среда и щадящее развитие;
• трудовая карьера и ее формирование;
• информационные технологии и средства массовой коммуникации;
• безопасность.

Учебные материалы:
Р. Таагепера. Обществоведение. Учебник для основной школы. I.– Tln: Avita, 2006.
Х.Раудла, Л.Вахтре. Обществоведение. Учебник для основной школы. I I. – Tln:
Avita, 2006.
A. Тоотс. Обществоведение. Учебник для 9 класса. – Тлн: Коолибри, 2004.

Дополнительный материал для учителя
Х.Аллик, И. Долговская, С. Ханссон и др. Справочник гражданина. – Таллинн:
Целевое учреждение интеграции неэстонцев, 2008.
Конституция Эстонской Республики (действующая редакция).
Закон о Гражданстве (действующая редакция).
В обществе постоянно происходят изменения, и это надо учитывать при использовании
вышеуказанных учебных материалов.

Комментариев нет: