понедельник, 19 октября 2009 г.

Государственный экзамен по обществоведению 2010 года

ГОСУДАPСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ 2010

Цели экзамена базируются на целях внешнего оценивания результатов обучения,
условиях и порядке проведения государственных экзаменов и окончания гимназии.
Поэтому целями государственного экзамена являются:
 оценить уровень достижения результатов обучения по обществоведению,
предусмотренных государственной программой обучения;
 направить через содержание и форму экзамена учебный процесс в
школах;
 получить обзор о результативности обучения и преподавания в школах;
 предоставить школам возможность более объективно оценить себя и
сравнить с другими;
 дать возможность учащимся получить более объективную картину о
своих учебных результатах;
 обеспечить сравнимость результатов обучения выпускников гимназий;
 объединить выпускные экзамены в гимназии и вступительные экзамены в
профессиональные учебные заведения, прикладные высшие школы и
университеты.
Порядок проведения экзамена:
Основной экзамен состоится 28 апреля 2010 года. Дополнительный экзамен
состоится 21 мая 2010 года.
Продолжительность экзамена 4 часа (240 минут). Экзамен проходит без перерыва.
Экзамен начинается с того момента, когда все ученики получат экзаменационные
работы и комиссия даст разрешение приступить к её выполнению.
Экзаменационная работа представлена в формате А 4 и состоит из двух частей:
I часть – рассуждение (можно будет сделать выбор из шести тем, 20 б.);
II часть – задания (80 б.).
Экзаменуемый выбирает порядок выполнения частей
экзамена самостоятельно. На выполнение отдельных частей экзамена не
предусмотрено конкретное количество времени.
Обязательными на экзамене являются синяя/черная шариковая или чернильная
ручка.
Для исправления текста нельзя использовать простой карандаш или штрих–
корректор. Если ученик хочет сделать исправление, он должен зачеркнуть то, что
написано неверно, и написать правильный ответ рядом или сверху.
Экзаменуемый может пользоваться Конституцией Эстонской Pеспублики
(действующaя редакция). Наличие необходимого количества экземпляров
гарантирует школа, в которой проходит экзамен.
Если экзаменационная комиссия или оценивающие обнаружат, что при написании
работы была использована посторонняя помощь или списывание (в разных
экзаменационных работах присутствуют одинаковые ошибки или исправления,
идентично сформулированные длинные ответы и пр.), то в соответствии с
ситуацией экзаменуемый может быть удалён с экзамена, или его работа будет
аннулирована.
Уровень и форма экзамена:
Государственный экзамен по обществоведению проводится в письменной форме.
Экзаменационная работа составляется в одном варианте. К каждому вопросу
приводится максимальное количество баллов, которое можно получить за ответ на
него.
Экзамен проверяет, насколько экзаменуемый способен использовать приобретённые
в гимназии знания и умения при выполнении заданий. Вопросы и задания
охватывают следующие уровни:
• знания (понятия, факты, знание закономерностей);
• применение знаний (использование знаний в новых ситуациях,
прогнозирование);
• осознание/понимание (описание, интерпретирование, объяснение,
перефразирование);
• анализ и синтез (нахождение взаимосвязей, соединение фактов и
закономерностей, группирование, сравнение);
• оценка (принятие решений, выводы).
В экзаменационной работе представлены типы заданий различной сложности. При
составлении работы исходят из принципа, что около 50% баллов отражают владение
материалом на уровне знаний и понимания и около 50% - на уровне использования
знаний, анализа, принятия решений.

ТЕМЫ
Экзаменационная работа составлена на основе «Государственной программы
обучения». Задания экзаменационной работы исходят из требований к конечным
результатам обучения в гимназии, представленным в предметной программе по
обществоведению.
Экзаменуемые должны знать карту Эстонской Республики и Европы, уметь
пользоваться источниками, таблицами, графиками, иллюстрациями для нахождения
информации, анализа, формулирования обобщений и выводов, для принятия
решений, а также для представления прогнозов.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО.
Понятие общества. Формирование современного общества (индустриальное
общество, постиндустриальное общество, общество знаний, переходное общество).
Власть в экономике, государстве и человеческих взаимоотношениях. Признаки и
методы осуществления власти. Основные принципы и ценности демократии.
Законы и правовые нормы. Понятие государства. Признаки государственной власти.
Правовое государство. Общественный и частный сектор.
Гражданское общество. Социальная структура государства. Интересы. Сущность и
значение плюрализма.
Социальные проблемы (безработица, бедность, преступность и т.д.). Государство
всеобщего благополучия. Информационное общество. Жизнеспособность общества
и взаимосвязанность сфер общественной жизни.
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ
Участие народа в управлении. Основные формы правления: президентская и
парламентская. Mонархия и республика.
Социальные движения и партии. Представление и осуществление интересов.
Политические идеологии. Выборы: функции, различные выборные системы,
выборное поведение, результаты выборов. Коалиция. Оппозиция. Законодательная
власть. Организация работы парламента. Исполнительная власть. Принципы
формирования правительства. Бюрократия. Коррупция. Глава государства.
Судебная власть. Система правосудия Эстонии. Суд по правам человека
Европейского Совета. Европейский суд. Омбудсман. Разделение и
уравновешенность власти. Госконтроль и институт канцлера права. Местное
самоуправление. Взаимоотношения центральной и региональной власти.
Организация правления в Евросоюзе.
ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВА
Экономические ресурсы общества. Государство и экономика. Планирование
развития экономики в либеральном обществе. Функционирование рыночной
экономики. Рынок труда. Трудовое обеспечение. Безработица. Регулирование
экономики при помощи законов, налоговой и финансовой политики рыночных
механизмов. Прямые и косвенные, государственные и местные налоги, налоговая
нагрузка. Инфляция. Принципы формирования доходной и расходной базы
госбюджета.
Общий продукт внутренней экономики. Внешнеэкономическая политика. Экспорт-
импорт. IMF. Фискальная политика и общий рынок Евросоюза. Евро. Сущность
четырёх свобод, обеспечивающих общий рынок, и их функционирование в
повседневной жизни.
ИНДИВИД В ОБЩЕСТВЕ
Социальное расслоение общества. Экономическая активность и благополучие.
Отдельная личность в среде рыночной экономики. Потребности и потребление.
Защита потребителя. Общие блага и индивидуальные блага. Социальная
защищённость: социальное страхование и социальная помощь. Европейские
принципы в области социальной защиты. Социальные роли: работодатель и
работник, предприниматель, владелец. Образование. Индивид и государство.
Конституция Эстонской Республики. Права человека. Гражданство. Права и
обязанности гражданина. Защита государства и гражданина. Гражданство
Евросоюза.
МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Расовое, национальное и религиозное многообразие мира. Мультикультурность
мира. Различия в социально-экономическом и политическом развитии государств.
Межгосударственное сотрудничество. Глобальные проблемы: проблемы
народонаселения и окружающей среды, социальные проблемы. Глобализация как
процесс. Возрастание взаимосвязанности и единства мира. Влияние инфотехнологии
на мировое развитие.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕНИЕ
Принципы и способы международного общения. Важнейшие мировые и
региональные организации (ООН, НАТО, ВТО, Европейский Совет, ОБСЕ,
Евросоюз). Европейская интеграция. Международное положение Эстонского
государства. Эстония и международные организации, межправительственное
сотрудничество. Политика безопасности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СКВОЗНЫЕ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ
• Окружающая среда и щадящее развитие.
• Трудовая карьера и её формирование.
• Инфотехнологии и медия.
• Защищённость.
Учебные материалы
К.Оленко, А. Тоотс. Обществоведение

Комментариев нет: