четверг, 10 ноября 2011 г.

ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ 2012

Цели:
 оценить соответствие знаний и умений выпускников основной школы результатам обучения по обществоведению, предусмотренным «Государственной программой обучения для основной школы и гимназии»;
 получить обратную связь о достигнутых результатах обучения;
 предоставить школам и учителям возможность оценить результаты своих учащихся на республиканском уровне;
 помочь учителям осуществлять подготовку к экзаменам, совершенствовать учебный процесс и работу над содержанием обучения.

Порядок проведения экзамена:
Экзамен состоится 13 июня 2012 года в 10.00.
Продлжительность экзамена 2 часа 30 минут (всего 150 минут).
Экзамен проходит без перерыва. Экзаменационное время отсчитывается с того момента, когда все учащиеся получат на руки экзаменационные работы и комиссия даст разрешение приступить к выполнению работы. В экзаменационном помещении учащиеся сидят по одному. Ученик пишет работу синей/черной шариковой или чернильной ручкой. Запрещено пользоваться простым карандашом и штрих–корректором. Если учащийся хочет сделать исправление, он должен зачеркнуть то, что написано неверно, и написать правильный ответ рядом или сверху. Дополнительные листы бумаги использовать не разрешается. Школа должна на время экзамена обеспечить каждого ученика экземпляром Конституции Эстонской Республики (действующая редакция), который должен лежать у него на столе. Во время экзамена запрещается использовать постороннюю помощь.
Уровень и форма экзамена
Выпускной экзамен по обществоведению проводится в письменной форме.
Экзаменационная работа составляется в одном варианте и охватывает следующие уровни: 1. знания (понятия, факты, знание закономерностей);
2. применение знаний (использование знаний в новых ситуациях, прогнозирование);
3. понимание/осознание (описание, объяснение, перефразирование);
4. анализ и синтез (демонстрация взаимосвязей, сравнение, группирование, дифференциация, соединение фактов и закономерностей);
5. оценка (выводы, суждения).
В экзаменационной работе представлены типы заданий различной сложности:
 соединение понятия и объяснения (разъяснение и использование базовых понятий по предмету; выбор из перечисленного перечня подходящего толкования, характерной черты понятия и тд.);
 задания на выбор ответов (нахождение правильной пары, узнавание правильного/неправильного ответа, определение последовательности событий и тд.);
 задания открытого типа (предполагают формулирование объяснений или оценок, приведение примеров, использование знаний, выявление характерных особенностей);
 согласие/несогласие с утверждением (объяснение, обоснование своей точки зрения, приведение примеров, представление и обснование своего мнения);
 заполнение пропусков (на основе источников, или с использованием личных знаний);
 группирование информации, понятий и тд. (на основе определѐнных признаков или характеристик, нахождение сходства и различий);
 перевод информации в другую форму (перенесение из графиков в таблицу, составление диаграмм на основе текста и тд.);
 заполнение представленной схемы (на основе предложенного перечня, сведений исходя из собственных знаний или на основе конституции);
 составление схем (определение логической взаимосвязи предложенных в перечне ключевых слов);  ответы на вопросы на основе источников и формулирование собственной точки зрения (текст, фото, карикатура);
 знание карты (карта Эстонии, уезды);
 ситуативное задание (предполагает использование усвоенных знаний или конституции);  раскрытие проблемного вопроса/ разрешение проблемы (написание рассказа, содержащего объяснение/разъяснения или анализ; в помощь предлагаются ключевые слова или вопросы, схемы, диаграммы и другие источники, призванные помочь в раскрытии темы).
Работа составлена, исходя из следующего принципа: приблизительно 50 % от полученных баллов отражают владение материалом на уровне знаний и понимания,
а 50 % - на уровне применения знаний, анализа, принятия решений и формулирования оценок. Темы Экзаменационная работа составлена на основе «Государственной программы обучения для основной школы и гимназии», c учѐтом результатов обучения обществоведению на III ступени обучения.

Общество как способ существования людей
Области общественной жизни. Социальная структура общества. Имущественное расслоение. Многообразие интересов людей и формы их выражения. О значении норм в общественных отношениях. Правовые и моральные нормы. Социальные нормы и ценности.

Понятие и функции государства

Понятие, признаки и функции государства.
Государственное устройство Эстонии. Конституция Эстонской Республики о форме и устройстве эстонского государства. Народ, жители и граждане. Рийгикогу. Президент республики. Правительство республики. Местное самоуправление. Органы охраны правопорядка в Эстонии. Гражданская защита. Структура и функции национальной обороны Эстонии. Эстонская Республика в международных организациях.

Гражданское общество
Гражданская культура. Гражданская инициатива. Некоммерческие объединения. Местные общины. Поведение в кризисных ситуациях.

Народ, конституция, демократия
Правовое государство. Права человека. Конституция Эстонской Республики. Основные права, свободы и обязанности в Конституции Эстонской Республики. Религия и свобода вероисповедания. Независимая журналистика. Право на публичную информацию. Доступность информации. Отдельная личность, государство и право Закон и законопослушность. Гражданство. Принцип равенства прав, свобод и обязанностей. Принципы демократического судопроизводства.

Государство и экономика
Рыночная экономика. Конкуренция и роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги, их назначение. Общие блага и социальная защищѐнность. Деньги и банковское дело. Возможности для экономического развития Эстонии. Рынок труда в Эстонии и политика в этой области. Индивид и экономика Богатство и бедность. Семейное хозяйство. Планирование карьеры и преуспевания. Рынок труда, работодатели и работополучатели. Конкуренция на рынке труда. Трудовое законодательство. Защита прав потребителей и потребительское поведение.

Сквозные темы:
 окружающая среда и щадящее развитие;
 трудовая карьера и ее формирование;
 информационная технология и средства массовой коммуникации;
 безопасность.

Комментариев нет: