суббота, 4 сентября 2010 г.

Римский историк Корнелий Тацит "О происхождении древних германцев"



Германцы не решают никаких дел, ни общественных, ни частных, иначе, как вооруженные.
Но у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие раньше, чем племя признает
его достойным этого. Большая знатность или выдающиеся заслуги отцов доставляют
звание вождя даже юношам; прочие присоединяются к более сильным и уже давно
испытанным в боях, и нет никакого стыда состоять в чьей-нибудь дружине. Велико
бывает соревнование среди дружинников, кому из них занять у своего вождя первое
место, и среди самих вождей, у кого более многочисленная и сильная дружина. В
ней его почет, в ней его сила. И не только у своего, но и у соседних племен
вождь становится знаменитым и славным, если его дружина выдается своей
многочисленностью и доблестью.

О делах, менее важных, совещаются их старейшины, о более значительных — все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу. Если не происходит чего-либо случайного и внезапного, они собираются в определенные дни, или когда луна только что народилась, или вполнолуние, ибо считают эту пору наиболее благоприятствующей началу рассмотрения дел. Счет времени они ведут не на дни, как мы, а на ночи. Таким обозначением сроков они пользуются, принимая постановления и вступая в договоры друг с другом; им представляется, будто ночь приводит за собой день. На собрание собираются по два-три дня, пробираются из своих удаленных поселений через леса и болота. Когда толпе вздумается, они усаживаются вооруженные. Затем выслушивается вождь или кто-либо из старейшин. Если мнение не нравится, его отвергают шумным ропотом, а если нравится, то потрясают копьями: восхвалять оружием является у них почетнейшим способом одобрения. Перед народным собранием можно выступать с обвинением и предлагать на разбирательство дела, влекущие за собой смертную казнь.На этих же собраниях производятся также выборы старейшин и вождей. Вождями становятся наихрабрейшие. Юноши получают из рук старейшин щит и копье, таким образом, становятся взрослыми …Во время сражения вождю стыдно быть превзойденным храбростью своей дружиной, дружине же стыдно не сравнятся с вождем, вернуться же живым из боя, в котором пал вождь, - значит, на всю жизнь покрыть себя позором … Если племя, в котором они родились, долгое время живет без войн, то многие из знатных юношей отправляются к тем племенам, которые в то время ведут какую-нибудь войну, так как этому народу покой противен, да и легче отличиться среди опасностей, а прокормить большую дружину можно только грабежом и войной. Дружинники же от своего вождя получают и боевого коня, и победоносное копье, а вместо жалования для них устраиваются пиры. Их легче убедить вызвать на бой врага и получить раны, чем пахать землю и ждать урожая; даже больше – они считают леностью и малодушием приобретать потом то, что можно добыть кровью.
Королей выбирают по знатности, а военачальников – по доблести. При этом у королей нет неограниченной власти, а военные вожди главенствуют потому, что являются примером для остальных: они смелы, выделяются в бою, отчаянно сражаются впереди строя. Казнить людей, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию германцы не позволяют никому, кроме жрецов, потому что они действуют как бы по повелению богов. Германцы верят, что боги присутствуют среди сражающихся и приносят в битву взятые из рощ священные изображения и значки. Особенно храбры германцы потому, что их турмы (кавалерийские военные отряды) и клинья (пешие военные отряды) представляют собой не случайные скопления людей, а составляются из семейств и родов, и вблизи они слышат вопли женщин и плач младенцев. Для каждого воина это самые священные свидетели, самые ценные хвалители: свои раны они несут к матерям и женам, а те не боятся считать их и осматривать. Во время битв женщины и дети носят сражающимся пищу, а также поощряют их. У германских племен существует обычай, чтобы все добровольно приносили вождям некоторое количество скота или земных плодов. Деревни они устраивают не по-нашему. Живут в длинных домах из жердей, которые покрывают соломой. Каждый окружает свой дом пространством. Германцы не выносят, чтобы их жилище соприкасались друг с другом, селятся они в отдалении друг от друга и вразброд, где кому приглянулся какой ручей, или поляна, или лес. Пашни устраивают на прибрежных лугах, сеют ячмень, просо, овес, лен. Они каждый год меняют пашню. Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В золоте и серебре боги им отказали. Впрочем, германцы и не одержимы такой страстью к обладанию драгоценными металлами, как другие народы. У них можно видеть подаренные их послам и старейшинам драгоценные серебряные сосуды, которые валяются около кухни так же, как глиняные. Впрочем, ближайшие к Рейну и Дунаю племена ценят некоторые виды наших монет и отдают им предпочтение; живущие же внутри страны пользуются более простой и древней формой торговли – они меняют одну вещь на другую. Железа у них имеется немного, как это можно заключить по виду их оружия. У германцев совсем нет хвастовства роскошью оружия; только щиты они расцвечивают изысканнейшими красками. У немногих имеется панцирь, а шлем, металлический или кожаный, едва найдется у одного или двух. Их лошади не отличаются ни внешней красотой, ни быстротой: германцы не научились выводить лошадей разных пород, как умеем мы, римляне. Вообще они считают, что пехота сильнее конницы. Ни один народ не является таким щедрым и гостеприимным, как германцы. Считается грехом отказать кому-либо в приюте. Каждый угощает лучшими кушаньями по своему достатку. Когда угощения не хватает, то тот, кто сейчас хозяин, делается провожатым, и они идут в ближайший дом, без всякого приглашения, обоих принимают с одинаковой сердечностью. Рабами они пользуются не так, как мы: они не селят их вместе в одном сарае и не распределяют между ними работу. Каждый из их рабов распоряжается в своем собственном доме, в своем хозяйстве. Господин только заставляет своего подневольного человека отдавать некоторое количество хлеба, или мелкого скота, или одежды в виде оброка; и лишь в этом выражается его обязанность как раба. Все остальные обязанности по дому несут жена и дети господина. Раба редко подвергают побоям, заключают в оковы и наказывают принудительными работами; чаще случается, что его убивают, но не в наказание или вследствие строгости, а сгоряча и в порыве гнева, как бы врага в битве.

В своих старинных песнях, являющихся у германцев един­ственным видом исторических преданий и летописей, они славят рожденного землей бога Туискона и его сына Манна как основате­лей своего племени... Рассказывают, что у них был и Геркулес / вероятно, имеется в виду бог грома Донар/, которого они, идя в битву, воспевают прежде всех героев. Из богов германцы больше всего почитают Меркурия / вероятно, имеется в виду бог Водан/, которо­му в известные дни разрешается приносить также и человеческие жертвы. Геркулеса и Марса /вероятно, имеется в виду бог Циу/ они умилостивляют назначенными для этого животными. Однако германцы считают не соответствующим величию божественных существ заключать их в стены храмов, а также изобра­жать их в каком-либо человеческом виде; они посвящают им рощи и дубравы...

Гадание по птицам и по жеребьевым палочкам они почитают, как никто. Способ гадания простой: отрубивши ветку плодоно­сящего дерева, они разрезают ее на куски, которые отмечают какими-то знаками и разбрасывают как попало по белому покрывалу. Затем жрец племени, если вопрошают по поводу обществен­ных дел, или же сам отец семейства, если вопрошают о делах частных, помолившись богам и смотря на небо, трижды берет по одной палочке и на основании сделанных раньше значков дает толкование... Особенностью же этого народа является то, что он ищет предзнаменований и предостережений также и от лошадей. В тех же рощах и дубравах [которые посвящены богам] на общественный счет содержатся такие лошади, белые и не оскверненные никакой работой. Их, запряженных в священную колесницу, сопровождают жрец вместе с королем или вождем племени и примечают их ржание и фырканье. При устройстве похорон германцы только заботятся о том, чтобы при сожжении тел знаменитых мужей употреблялось дерево известных пород. Сжигается оружие каждого по­койника, а у некоторых и конь. Могила покрывается дерном.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Группа №1. Военные историки. Охарактеризовать оружие и военные обычаи германцев.

Группа №2. Археологи. Охарактеризовать жилища и занятия древних германцев.

Группа №3. Политологи. Охарактеризовать управление племенами.

Группа №4. Этнографы. Описать внешний вид, одежду, черты характера и обычаи германцев.

Группа №5. Культурологи. Охарактеризовать религию германцев.

Комментариев нет: